электронная книга Aлександр Игнатенко. Критика падшего разума(богословско-метафизический трактат)


Раздел 1 книги: "Критика философского разума".

Работа посвящена последовательной и бескомпромиссной критике предмета философии и концептуальной науки с позиции православного церковного сознания. Феномен философии и концептуальной (западной) науки, по убеждению автора, невозможно адекватно оценить, не принимая во внимание метафизические последствия православного учения о грехопадении как отчуждения разума от Трансцендентной Реальности (Пресвятой Троицы). Силы человеческой души сотворены по Ее образу и подобию: ум (созерцание) является образом Отца; слово (мышление) – образом Сына; дух – образом Святого Духа. Грехопадение привело к нарушению гармонии и состава указанных сил человеческой души. Метафизические последствия грехопадения имеют конкретно-исторические формы, концентрированным выражением которых выступают различные философские системы (традиции) и научные теории. Для западной классической философии характерно господство формы мышления, восточные сводят душевный состав к уму (созерцанию). Существует логически необходимая внутренняя связь от «филиокве» через «паламитский спор» к человекобожию немецкой философии абсолютного идеализма, а от нее ко всем европейским философским и научным учениям XIX-XX вв. Если отбросить терминологические, культурные, национальные, исторические различия западных и восточных философских систем, их содержание сводится к принципу тождества знания и самости, к подмене трансцендентного имманентным. В работе также рассматриваются: методологическая концепция фундаментальных духовно-исторических парадигм, проблема происхождения и сущность концептуальной науки, причины современного кризиса естественнонаучного и гуманитарного знания, сущности диалектической и иконической форм познания (сознания, мышления). В заключении делается вывод о несовместимости мудрости духовной, божественной и человеческой, мирской. Одной непременно должно отречься.

 

Книга предназначена для специалистов в области истории, науки, философии, религии и культуры.

 

Перейти на ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ АВТОРА


 

 


Отрывок из книги

ГЛАВА 4.

ПАДШИЙ РАЗУМ - ПОДЛИННЫЙ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Метафизические последствия грехопадения, рассмотренные в предыдущей главе, имеют принципиальное значение в постижении истинной природы человеческого разума. Серьёзный анализ онтологической катастрофы человека позволяет совсем иначе увидеть настоящий предмет философского знания. Его сущность сводится к тому, что философия имеет дело не с разумом в его истине, а находящемся в состоянии падения, то есть, искажения, повреждения и заблуждения. Но сама философия и философствующий разум об этом не знают, ибо истинный метафизический смысл грехопадения открыт только Православной Церкви; тогда, как для католиков деятельность разума не изменилась после грехопадения, а для протестантов - наоборот, разум утратил свою сущность (природу) и не способен к истинному познанию. В восточных традициях, как известно, учение о грехопадении (в христианском смысле) отсутствует.

В классической западной философии падший разум, поврежденный и прокаженный, становится органоном, орудием познания и критерием истины. В постклассической западной философии мы наблюдаем, напротив, разочарование в его возможностях, отказ от сознательного овладения его формой и переход к произвольному философствованию.

Восточная философия частично раскрывает нам тайну человеческого мышления, его источник и соотношение с формой созерцания, Но как бы то ни было, с точки зрения православного учения, во всех исторических формах философии мы имеем дело с поврежденной природой человеческого разума, которая является источником бесконечных заблуждений, представленных в многообразии философских систем.

Философия есть специфическая область человеческого познания, которая имеет своим предметом, в классическом понимании, сам разум, но разум в состоянии падения. Падший разум стремится познать самого себя. Здесь предмет и способ его постижения совпадают. В западной классической философии это мышление о мышлении. Может ли падший разум познать самого себя? Каково отношение православного учения к знаниям о природе человеческого мышления, полученным немецкой классической философией? На наш взгляд, немецкая классическая философия и, прежде всего, Гегель дают верное описание деятельности падшего разума человека. Но это состояние падшего разума философия признает естественным, нормальным, законным. В результате, своей целью ставит радикальное преобразование умственной культуры в направлении этой нормы. Тогда как, в действительности, философия не знает разума в состоянии истинности и поэтому не способна постичь его сущность в падении, определить источник его деятельности и связь с другими модусами человеческой души.

Немецкая философия, особенно гегелевская, интересна исключительной последовательностью своих выводов, в ней метафизические последствия грехопадения представлены как бы в чистом виде. Именно на примере этой философии мы можем поставить самый глубокий и полный диагноз падшему разуму.

При своей кажущейся противоположности, обе исторические формы падшего разума (западная и восточная) объединяет их общая сущность, состоящая в глобальном отчуждении от Трансцендентной Реальности - Божественной благодати.

Новый Завет и особенно апостольские послания, последовательно и систематически раскрывают ложность человеческой мудрости, плотского мудрования. Человеческая мудрость есть следствие падшего разума, служит греху и не есть просто безобидное заблуждение, а вражда против Бога и суть смерть [См.: Приложение Б.].

Категоричность суждений Священного Писания и Отцов Церкви о сущности человеческой мудрости, как источника лжи направленной против Бога, ставит человека перед необходимостью отречения от неё. И особенно это касается философии, в которой этот недуг ума получил завершающее выражение.

 

Трудность осознания глубины поврежденности связана с тем, что опыт неповрежденного ума возможен только под воздействием благодати, т.е. Трансцендентной Реальности в лоне Православной Церкви. Вне Церкви истинное познание невозможно, таков окончательный приговор философствующему и научному разуму. Далее мы предоставим опыт познания Бога, доставляемый благодатью. Он принципиально отличается от естественного, который называется вдохновением или разгорячением, и зависит от произвола человека. Видение от Божественной благодати независимо от воли человека и даруется человеку непосредственно Самим Богом.


Купить скачать книгу Критика падшего разума

Комментарии

 

Комментарии   

 
+1 #1 Сергей 04.06.2014 08:35
Очень впечатлен! Дерзкая, но обоснованная,
своевременная и оригинальная работа! Критика
философии изложена ясно и просто. Отдельные темы
автор дает просто блестяще. Спасибо Александр!

С уважением! Сергей Семенов
 

You have no rights to post comments

Последние комментарии


пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Книги других издательств