Aлександр Игнатенко. "Критика падшего разума. ч.2"

электронная книга Aлександр Игнатенко. Критика падшего разума(богословско-метафизический трактат)


Раздел 2 книги: "Критика научного разума".

Работа посвящена последовательной и бескомпромиссной критике предмета философии и концептуальной науки с позиции православного церковного сознания. Феномен философии и концептуальной (западной) науки, по убеждению автора, невозможно адекватно оценить, не принимая во внимание метафизические последствия православного учения о грехопадении как отчуждения разума от Трансцендентной Реальности (Пресвятой Троицы). Силы человеческой души сотворены по Ее образу и подобию: ум (созерцание) является образом Отца; слово (мышление) – образом Сына; дух – образом Святого Духа. Грехопадение привело к нарушению гармонии и состава указанных сил человеческой души. Метафизические последствия грехопадения имеют конкретно-исторические формы, концентрированным выражением которых выступают различные философские системы (традиции) и научные теории. Для западной классической философии характерно господство формы мышления, восточные сводят душевный состав к уму (созерцанию). Существует логически необходимая внутренняя связь от «филиокве» через «паламитский спор» к человекобожию немецкой философии абсолютного идеализма, а от нее ко всем европейским философским и научным учениям XIX-XX вв. Если отбросить терминологические, культурные, национальные, исторические различия западных и восточных философских систем, их содержание сводится к принципу тождества знания и самости, к подмене трансцендентного имманентным. В работе также рассматриваются: методологическая концепция фундаментальных духовно-исторических парадигм, проблема происхождения и сущность концептуальной науки, причины современного кризиса естественнонаучного и гуманитарного знания, сущности диалектической и иконической форм познания (сознания, мышления). В заключении делается вывод о несовместимости мудрости духовной, божественной и человеческой, мирской. Одной непременно должно отречься.

 

Книга предназначена для специалистов в области истории, науки, философии, религии и культуры.

 

Перейти на ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ АВТОРА


 

 


Отрывок из книги

ВСТУПЛЕНИЕ

В разделе «Критика философского разума» нами был сформулирован принцип падшего разума (философии и инославных учений) как тождество знания и самости (по способу его образования), и как тождество имманентного и трансцендентного бытия (по содержанию исследуемой им реальности). Основной акцент в критике философского разума был сделан на новоевропейской философии как господствующей исторической форме грехопадения в истории философии.

Последние историко-философские исследования и, прежде всего, работы П.П.Гайденко, посвященные эволюции понятия науки, убедительно показали, что практически невозможно отобразить без ущерба для понимания историю философии, вырвав ее из контекста развития истории новоевропейской науки [ Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ).» - М.: Наука, 1980; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (формирование научных программ нового времени XVII - XVIII вв.). - М.: Наука, 1987]. Эти два исторических процесса настолько глубоко связаны, что представляют собой единый культурный феномен. Следует отметить уникальность и оригинальность проведенного русским философом исторического исследовании. Совместный анализ истории философии и науки позволяет воссоздать полную картину происхождения основных идей в философии и науке, их взаимную опосредствованность и внутреннюю логику развития, приведшую во второй половине ХХ века к глубокому кризису не только западную философию, но и западную концептуальную науку.

В этой связи, исследуя исторические формы грехопадения в мировой истории, ограничиться только религиозно-философскими традициями, будет неправильно. Форма научного концептуального знания, несмотря на кризис, по-прежнему, занимает господствующее место в жизни и судьбе современной цивилизации. Поэтому, научная (концептуальная) форма грехопадения, представляет особый интерес для «Критики падшего разума».

Cодержание второго раздела трактата является развитием и следствием тех принципов и идей, которые были сформулированы в первом разделе. Центральное место в этой части занимает разработка парадигмального метода и концепции фундаментальных духовно-исторических парадигм. Новизна трактовки парадигмального метода состоит в том, что предлагается осмыслить его в тесной связи с христианской теологическим учением о сотворении мира. Мы стремились показать, что понятие парадигмы (образ) Платона является промыслительной, хотя и невнятной, догадкой иконического (от слова икона - образ) принципа сотворения мира ex nihilo в христианстве, а также его развития в византийском богословии (Максим Исповедник). Более того, способы познания в новоевропейской науке и философии, несмотря на то, что их возникновение связано с секуляризацией христианства, сохранили свою связь, по форме, с парадигмальным или иконическим принципом сотворения мира. Можно даже говорить о постепенной деградации этого принципа в западной философии и науке, поскольку процесс познания в них был сведен к субъект-объектным отношениям. Поэтому, в философии и науке именно субъект становится носителем парадигмы и логосов сущих (идей). Человек выступает парадигмой (первообразом) самого себя (образа) и источником знания (идей) о мире (объекте). Обнаружена также глубокая внутренняя связь между моделью развития науки посредством смены парадигм (Т.Кун) и концепцией становления знания у Г.Гегеля. Открытие внутренней связи между такими, казалось бы, далекими духовными и культурными феноменами, позволяют в перспективе совершенно по новому взглянуть на содержание теории познания (гносеологии) и её генезис.

В связи с развитием парадигмального метода, предлагается концепция фундаментальных духовно-исторических парадигм. Необходимость в такой концепции, по нашему мнению, давно назрела. Во-первых, потому что в настоящее время достаточно ясно осознана иерархическая природа организации знания, которая отражает иерархию трансцендентного и имманентного уровней организации бытия. Во-вторых, возникло много запутанных проблем в сферах как научного, так и философского знания, причиной которых является смешение различных фундаментальных предпосылок лежащих в их основе, но которые в актуальной проблематике скрыты. Другим следствием такого смешения является понятийная путаница и взаимное непонимание познающих сторон, которые исходят в своих суждениях и оценках из разных фундаментальных установок (диспозиций). Поэтому формирования языка на основе концепции фундаментальных парадигм, позволит методологически урегулировать различные подходы. Говоря проще, понять, что мир и знание о нем представлено пяти основными фундаментальными точками зрения, основу которых составляют религия или религиозно-философская традиция. Это пять различных, относительно автономных, духовно-интеллектуальных миров. Среди них только один является принципиально несовместимым с другими, это православный мир и православное христианское учение. Это положение было предметом рассмотрения в разделе «Критика философского разума». В концепции фундаментальных духовно-исторических парадигм оно получило свое дальнейшее развитие и концептуализацию. Кроме того, в предлагаемой концепции мы постарались избавиться от традиционного для научной формы абстрактно-объективного подхода при ее создании. Мы глубоко убеждены, (вслед за В.Н.Лосским), что такого подхода вообще не существует. Любая точка зрения имеет своё основание и, либо скрывается умышленно, либо не осознается познающей стороной, тогда как, на самом деле, имеет решающее значение, поскольку внутренне детерминирует весь процесс познания. Например, с абстрактно-объективной, формально-нейтральной позиции, католичество и протестантизм является равноправными с православием христианскими конфессиями. Такой подход позволяет одно явление и его происхождения приписывать другому и наоборот. В итоге создавать путаницу по многим вопросам и взаимоисключающие оценки различных явлений. Например, в вопросе происхождения концептуальной науки. Сейчас господствует точка зрения, что современная наука и, прежде всего, математическое естествознание, - есть законное дитя христианства. Но, естественно, возникает вопрос, какого христианства? Оказывается, у православных с католиками и протестантами мы имеем дело с такими формами христианством, которые взаимно исключает друг друга. Поэтому, никакого христианства вообще не существует. Именно в этой концепции мы постарались называть вещи своими именами. И тогда традиционная и господствующая оценка, основанная на «объективном» подходе, оказывается, на самом деле, попросту католическо-протестанской. По виду рассуждения несложные и очевидные, но их реализация, т.е. рассмотрение всемирно-исторического процесса, науки, философии и культуры с точки зрения православной фундаментальной установки, приводит к необходимости фундаментальной ревизии всей господствующей системы знания и образования. Выражаясь современным юридическим языком, современная господствующая прозападная система (парадигма) знания и основанная на них система образования и воспитания, требуют глобального аудита с точки зрения именно христианского (православного) учения. Это также очевидно и без сложных терминов. И философия, и наука, и религия на Западе переживают глобальный кризис, находятся в теоретическом тупике, потому что в тупике и кризисе пребывает католическо-протестанское мировоззрение. Понятно, что здесь речь не идет о технологическом прогрессе и экономическом развитии, а именно о мировоззренческом глубоком кризисе. Технологический прогресс и экономическое развитие хотя и вещи важные, но не имеют непосредственного отношения к сущности человека, смыслу его жизни, т.е. не имеют для него экзистенциального значения. Последует возражение, что это больше сфера политики и идеологии. Тогда как, например, какое отношение к рассмотренным различиям, могут иметь математика или физика, или биология? Ведь математика, она и в Африке математика! Ничего подобного! В том то и дело, что самое прямое. Современное математическое и физическое знание, за исключением прикладных аспектов, и теоретический кризис в котором они находятся являются непосредственными заложниками антропоцентрической (католически-протестанской) парадигмы, которую они сознательно или неосознанно разделяют. Прекрасный материал, подтверждающий этот тезис, представлен в упомянутых выше работах П.П.Гайденко. В отдельных главах, посвященных кризису в математике и физике, мы стремились, прежде всего, продемонстрировать определяющую внутреннюю связь между католическо-протестанской теологией и фундаментальными принципами этих наук а также их кризисом. В разделе «Критика философского разума», мы также обнаружили, что основной принцип неправославных религиозных и философский традиций как тождество нетождественного (и даже в принципе несравнимого), получает дальнейшее развитие в истории концептуальной западной науки, на основе которой можно продемонстрировать «цепную реакцию» незаконных отождествлений нетождественного. Другое, не менее важное открытие, которому мы обязаны, прежде всего, благодаря работам арх. Рафаила (Карелина), П.Гайденко и О.Данько, состоит в том, что антропоцентрический принцип отождествления нетождественного, апогеем развития которого выступила всеобщая диалектика Гегеля (диалектический метод), является модернизированной формой методологического принципа древних форм алхимии и языческих мистерий оккультно-демонического характера – Coincidencia oppositorum. Этот факт является дополнительным доказательством оккультной природы современной науки, философии и даже католичества и протестантизма в широком значении этого понятия. Идея эволюции, которой мы обязаны изначально Ч.Дарвину, за время своего господства совершила колоссальную работу по нравственному разрушению западного сообщества, а вслед за ним и других цивилизаций. Эта примитивная концепция, способная удовлетворить только самое ограниченное сознание, своей наукообразной теорией стерла различия между человеком и животным, дала научное оправдание утверждению и господству животных инстинктов в истории и жизни человечества. Математическое западное естествознание нанесло сокрушительный удар и по гуманитарной сфере. Поскольку оно было объявлено и позиционировало себя как идеал научного познания и знания, его методы и подходы были использованы не только в биологии, но прежде всего в гуманитарных науках. В результате, гуманитарное знание было натурализовано. Особенно этот процесс затронул историческую науку.

Таким образом, предложенный подход позволяет во многом переосмыслить сущность и происхождение европейской концептуальной науки, а также понять причины ее глубокого теоретического кризиса. Новоевропейское математическое естествознание рассматривается как особенная форма реализации принципа падшего разума (тождества трансцендентного и имманентного).

 

Завершить «Вступление» хотелось бы словами прот.Г.Флоровского, очень точно отражающими сущность наших задач и намерений в «Критике научного разума»: «Прилипчивому и обволакивающему безбожному и богоборческому воззрению приходится с особенным и напряженным вниманием противопоставлять твердое и ответственное исповедание Христовой истины. Нет и не может быть «нейтральной» науки о Христе и христианстве, уже равнодушие или воздержание не нейтрально. И «неверующая наука», конечно, никак не «нейтральна». Это своего рода «противобогословие». Здесь слишком много страстей и страстности, слепой и туманной, часто темной и злобной. Есть и тоска, бывают даны и нежданные прозрения, хотя бы и от обратного»


Купить скачать книгу Критика падшего разума

Комментарии

 

You have no rights to post comments


Новинки издательства

Электронная книга Анна Сагармат. Наче казка світ чудовий

Анна Сагармат
Наче казка світ чудовий
(Стихи для детей)

Электронная книга Екатерина Риз. Единожды солгав

Екатерина Риз
Единожды солгав
(Любовный роман)

Электронная книга Анна Сагармат. Сказка о заколдованном царевиче

Анна Сагармат
Сказка о заколдованном царевиче
(Стихи для детей)

Электронная книга Анатолий Перминов. Древние народы. Справочник

Анатолий Перминов
Древние народы. Справочник
(История, эзотерика)

Электронная книга Юлия Флёри. Шахматы. Чёрная королева

Юлия Флёри
Шахматы. Чёрная королева
(Любовный роман)

Электронная книга Виктор Рощин Океан жизни

Виктор Рощин
Океан жизни
(Роман)

Электронная книга Галина Шаульська. Механізми взаємодії громадськості з органами публічної влади в Україні

Галина Шаульська
Механізми взаємодії громадськості з органами публічної влади в Україні
(Монографія)

Электронная книга Екатерина Риз. Случайная

Екатерина Риз
Случайная
(Любовный роман)

Электронная книга Юлия Флёри. Ты не моя

Юлия Флёри
Ты не моя
(Любовный роман)

Электронная книга Анатолий Перминов. История Нижегородского края

Анатолий Перминов
История Нижегородского края
(История, эзотерика)

Электронная книга Максим Мараев. Сборник рассказов

Максим Мараев
Сборник рассказов
(Контркультура, нон-фикшн)

Электронная книга Александр Мриль. Дешифровка истории. От Моисея до Наполеона Третьего и от Рюрика До Александра Второго

Александр Мриль
Дешифровка истории. От Моисея до Наполеона Третьего и от Рюрика До Александра Второго
(История в расследованиях)

Электронная книга Б.А. Браверман. Язык программирования С# в задачах геоматики

Б.А. Браверман
Язык программирования С# в задачах геоматики
(Программирование в геоматике)

Электронная книга Ева Дымкина. Заветный дар

Ева Дымкина
Заветный дар
(Мистический роман)

Электронная книга Яцынин Н.Л., Яцынин М.Н. Славянство. Священная книга ВЕД о вечной жизни

Яцынин Н.Л., Яцынин М.Н.
Славянство. Священная книга ВЕД о вечной жизни
(Проза)

Электронная книга Яцынин М.Н. Славянский международный календарь

Яцынин М.Н.
Славянский международный календарь
(Проза)

Электронная книга Анна Сагармат. Гетман. Голос Трембиты

Анна Сагармат
Гетман. Голос Трембиты
(Поэмы)

Электронная книга Юлия Флёри. Территория заблуждения

Юлия Флёри
Территория заблуждения
(Любовный роман)

Электронная книга Елена Касаткина.

Елена Касаткина
Милый сон
(Любовно-фантастический роман)

Электронная книга Анатолий Перминов. Вымысел о древней истории

Анатолий Перминов
Вымысел о древней истории
(История, эзотерика)

Электронная книга Анатолий Перминов. История Земли Вятской

Анатолий Перминов
История Земли Вятской
(История, эзотерика)

Электронная книга Анатолий Перминов. История Ветлужского края с древнейших времен

Анатолий Перминов
История Ветлужского края с древнейших времен
(История, эзотерика)

Электронная книга Яцынин Н.Л. Славянские сказания о созидателях благородной РОДины Русского Мира

Яцынин Н.Л.
Славянские сказания о созидателях благородной РОДины Русского Мира
(Проза)

Электронная книга Юлия Флёри. Кошки-мышки

Юлия Флёри
Кошки-мышки
(Любовный роман)

Электронная книга Екатерина Риз. Мир, где нет тебя

Екатерина Риз
Мир, где нет тебя
(Любовный роман)

Электронная книга Мария Кутовая. Сказки из песочницы

Мария Кутовая
Сказки из песочницы
(Сказки)

Электронная книга Леонид Рок Лирические стихотворения

Леонид Рок
Лирические стихотворения
(Стихи)

Электронная книга Ксения Крылова. Руки

Ксения Крылова
Руки
(Роман, драма)

Электронная книга Анна Сагармат. Мир чудесен, словно сказка

Анна Сагармат
Мир чудесен, словно сказка
(Стихи для детей)

Электронная книга Яцынин Н.Л. Ванга: Храм почитания РОДных и ПРИЁМных Богов наРОДов

Яцынин Н.Л.
Ванга: Храм почитания РОДных и ПРИЁМных Богов наРОДов
(Художественная публицистика)

Электронная книга Евгений Сидоров. Экология

Евгений Сидоров
Экология
(Методические рекомендации)

Электронная книга Анатолий Ключников. Рождение клеста

Анатолий Ключников
Рождение клеста
(Фантастика, приключения)

Электронная книга Мария Кутовая. СКАЗКА про ГЛАВНОЕ, ШИРОКОЕ, ГЛУБОКОЕ, УЗЕНЬКОЕ и КРИВЕНЬКОЕ

Мария Кутовая
СКАЗКА про ГЛАВНОЕ, ШИРОКОЕ, ГЛУБОКОЕ, УЗЕНЬКОЕ и КРИВЕНЬКОЕ
(Повесть-предупреждение)

Электронная книга Максим Мараев. Впадло

Максим Мараев
Впадло
(Контркультура)

Электронная книга Анна Бесст. Неожиданно клЁвые каникулы

Анна Бесст
Неожиданно клЁвые каникулы
(Любовный роман)

Электронная книга Анна Бесст. Любитель французских улиток

Анна Бесст
Любитель французских улиток
(Любовный роман)

Электронная книга Анна Бесст. Телячьи нежности

Анна Бесст
Телячьи нежности
(Любовный роман)

Электронная книга Евгений Ермаков. Возвращение

Евгений Ермаков
Возвращение
(Памяти Ивана Ярыгина, великого русского борца)

Электронная книга Константин Филимонов. Накануне перемен

Константин Филимонов
Накануне перемен
(Роман об Алексее Фомине)

Электронная книга Сейид Чингиз Ибрагимов. Преступление и наказание неизбежно?

Сейид Чингиз Ибрагимов
Преступление и наказание неизбежно?
(Психология, философия)

Электронная книга Константин Филимонов. Четыре истории

Константин Филимонов
Четыре истории
(Сборник рассказов)

Электронная книга Юлия Флёри. Холодный свет далёкой звезды

Юлия Флёри
Холодный свет далёкой звезды
(Любовный роман)

Электронная книга Луиза Фатеева. Блокадные рассказы

Луиза Фатеева
Блокадные рассказы
(Сборник рассказов)

Электронная книга Валерий Хатюшин. Собрание сочинений. Том1

Валерий Хатюшин
Собрание сочинений. Том1
(Лирика)

Электронная книга Анатолий Перминов. Костромской край с древнейших времен

Анатолий Перминов
Костромской край с древнейших времен
(История, эзотерика)

Электронная книга Ким Б.И. Перспективы и горизонты практической реализации новой системы образования

Ким Б.И.
Перспективы и горизонты практической реализации новой системы образования
(Новое образование)

Электронная книга Нина Андреева. В объятиях румбы

Нина Андреева
В объятиях румбы
(Любовный роман)

Электронная книга Максим Мараев. Солюшн

Максим Мараев
Солюшн
(Контркультура)

Электронная книга Юлия Динэра. Освободи меня, если сможешь

Юлия Динэра
Освободи меня, если сможешь
(Любовный роман)

Электронная книга Юлия Динэра. Теряя надежду

Юлия Динэра
Теряя надежду
(Любовный роман)

Электронная книга Юлия Динэра. Сломай меня, если сможешь

Юлия Динэра
Сломай меня, если сможешь
(Любовный роман)

Электронная книга Оксана Лебедева. Другая женщина

Оксана Лебедева
Другая женщина
(Любовный роман)

Электронная книга Анна Яфор. На крыльях Феникса

Анна Яфор
На крыльях Феникса
(Любовный роман)

Электронная книга Анна Яфор. В тени Золушки

Анна Яфор
В тени Золушки
(Любовный роман)

Электронная книга Анна Яфор. Вопреки

Анна Яфор
Вопреки
(Любовный роман)

Электронная книга Марина Иванова. Замуж за миллионера

Марина Иванова
Замуж за миллионера
(Современная драма)

Электронная книга Марина Иванова. Света белого не видно

Марина Иванова
Света белого не видно
(Современная драма)

Электронная книга Юлия Флёри. Я найду тебя там, где любовь граничит с безумием

Юлия Флёри
Я найду тебя там, где любовь граничит с безумием
(Любовный роман)

Электронная книга Алекс Фишер. Сменяя маски

Алекс Фишер
Сменяя маски
(Детектив)

Электронная книга Екатерина Риз. Закон подлости

Екатерина Риз
Закон подлости
(Любовный роман)

Электронная книга Константин Филимонов. Несколько жизней Алекса Гормана

Константин Филимонов
Несколько жизней Алекса Гормана
(Детективная повесть)

Электронная книга Александр Мамруков. Ошибка селенитов

Александр Мамруков
Ошибка селенитов
(Фантастический роман)

Электронная книга Мария Кутовая. English & зо[lʌ]той  kлюchиk

Мария Кутовая
English & зо[lʌ]той kлюchиk
(Самоучитель по чтению для детей от 7-ми лет)

Электронная книга Марина Дмитриева. Не плачь, Дурында!

Марина Дмитриева
Не плачь, Дурында!
(Эротика, 16+)

Электронная книга Юлия Флёри. Всё, как ты захочешь

Юлия Флёри
Всё, как ты захочешь
(Любовный роман)

Электронная книга Инна Мальцева. Архетипы, знаки, символы в фотографии как метод предсказания событий

Инна Мальцева
Архетипы, знаки, символы в фотографии как метод предсказания событий
(Научно-популярный трактат)

Электронная книга Саша Виторжин. Золотое вино заката

Саша Виторжин
Золотое вино заката
(Поэзия и проза)

Электронная книга Екатерина Риз. Свет мой зеркальце, скажи

Екатерина Риз
Свет мой зеркальце, скажи...
(Любовный роман)

Электронная книга Лидия Беттакки. Грильяж в Шампаньётте. 1часть

Лидия Беттакки
Грильяж в Шампаньётте. 1часть
(Любовный роман)

Электронная книга Татьяна Соловьёва. Что сказал Бенедикто

Татьяна Соловьёва
Что сказал Бенедикто
(роман-метафора)

Все книги издательства


пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Книги других издательств